В объективе — СССР: кто запечатлел страну в эпоху перемен

поделитесь этой новостью

Share on odnoklassniki
Share on vk
Share on facebook
Share on twitter

Первые советские фотографы запечатлели, как государство менялось после революции. На их снимках появлялись известные партийные деятели и простые труженики, стройки и заводы, которые позже стали легендарными предприятиями. Фотографы добирались в самые отдаленные уголки СССР и создавали целые серии «о первых успехах коммунистического государства». Вспоминаем знаменитых мастеров и их работы.

Моисей Наппельбаум

В объективе - СССР 1
В объективе - СССР 1
В объективе - СССР 1

Моисей Наппельбаум стал известным фотографом еще до революции. В 1896 году у него уже было собственное ателье на родине в Минске, а в 1912 году — в Петербурге. В 1918 году фотографа пригласили сделать снимок Владимира Ленина. Работа оказалась настолько удачной, что ему поручили подготовить портреты всех видных руководителей государства: Анатолия Луначарского, Феликса Дзержинского, Моисея Урицкого, Льва Троцкого, Иосифа Сталина, Льва Каменева. Про снимок Надежды Крупской Наппельбаум вспоминал: «Я сделал два погрудных снимка. Но вдруг увидел руки, так спокойно положенные на колени. Я понял, как великолепно довершают образ эти морщинистые, трогательные, заботливые руки большого человека. <…> Я постарался сделать изображение предельно скупо: скромная поза, скромное положение рук».

В 1919 году Моисей Наппельбаум открыл первое фотоателье при ВЦИКе. Там он делал портреты не только чиновников, но и знаменитых артистов, писателей, художников. К фотографу приходили Александр Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд и многие другие. В 1930-е годы Наппельбаум фотографировал советских академиков. В 1935 году на персональной выставке в Москве он выставил 400 работ. Вскоре Моисею Наппельбауму присвоили звание заслуженного артиста республики, чего до этого не удостаивался ни один фотограф.

Георгий Зельма

В объективе - СССР 2
В объективе - СССР 2
В объективе - СССР 2

Георгий Зельма родился в Ташкенте в 1906 году. Его отец рано скончался, а мать с детьми после революции переехала в Москву. В гимназии, где учился Зельма, работал детский клуб фотографии. Там школьник и увлекся съемкой. О его хобби узнал сосед по коммунальной квартире писатель Илья Эренбург. Он подарил юному фотографу первый аппарат — Kodak. В 1923 году Георгий Зельма окончил гимназию и устроился ассистентом в студию «Русфото», где закреплял и промывал снимки. Спустя год он уже работал ассистентом-механиком в Институте кинематографии в Петрограде.

В 1924 году фотограф стал специальным корреспондентом в Средней Азии и уехал в Узбекистан. Он вспоминал: «По законам шариата мусульманин ни в коем случае не смел фотографироваться. Но меня выручало знание узбекского языка и умение играть на дутаре — национальном струнном инструменте. В любом кишлаке я прежде всего заходил в чайхану и начинал играть. Дехкане (зажиточные крестьяне в Средней Азии. — Прим. ред.) с удовольствием слушали музыку, вступали в беседу, а потом я шел с ними на хлопковое поле, в их дома и начинал снимать». Георгий Зельма фотографировал первые сельскохозяйственные артели, школы и женские клубы. В 1925 году корреспондент сделал знаменитые снимки «Жених и невеста регистрируются в ташкентском ЗАГСе», «Старик крестьянин занимается в кружке по ликвидации неграмотности». С 1926 года работы Зельмы публиковала «Правда Востока», а с 1928 года — всесоюзные «Советское фото» и «Прожектор». Известным на всю страну стал портрет Таджихон Шадиевой — первой женщины в СССР, снявшей паранджу.

В 1929 году Георгий Зельма переехал в Москву. Его часто отправляли в командировки: он работал и в Сибири, и на Донбассе, и в Арктике. С 1930 года Зельма сотрудничал с журналом «СССР на стройке» и снял серию фотоочерков «10 лет Якутской Социалистической Республики» и «Советский Союз из неба». Репортажи он готовил по несколько месяцев. Когда Григорий Зельма занялся серией снимков «Жизнь колхоза «Партизаны» от рассвета до полуночи», то жил и работал вместе с крестьянами.

Аркадий Шайхет

В объективе - СССР 3
В объективе - СССР 3

До революции Аркадий Шайхет был слесарем на судостроительном заводе. Фотографировать он начал только в 1922 году, когда устроился в московское ателье «Рембрандт» ретушером. Спустя год Шайхет уже работал в редакции «Рабочей газеты», чуть позже — в издании «Московский пролетарий». Он снимал и похороны Ленина, и парады на Красной площади, и портреты чиновников. Однако самыми известными стали снимки о будничной жизни: «Испытание трактора в Сельхозакадемии», «Велосипедисты» и «Ходоки в приемной М.И. Калинина».

На кадры обратил внимание редактор журнала «Огонек» Михаил Кольцов, и с 1925 года Шайхет снимал для издания репортажи. Он фотографировал рабочих, отдыхавших на курорте в Крыму, выборы в местные советы. В 1925 году Шайхет готовил серию снимков об электрификации страны и сделал кадры «Открытие Шатурской электростанции» и «Лампочка Ильича». На первом фотограф запечатлел торжественный митинг. На втором — то, как крестьянин впервые вкручивал лампочку в избе.

В 1927 году корреспондента арестовали и обвинили в том, что он передавал снимки польской дипломатической миссии. Фотограф провел в тюрьме полгода, пока Михаил Кольцов не добился его освобождения и приостановки дела. В 1928 году снимки Шайхета показали на выставке «Советское фотоискусство за 10 лет».

Во время открытия целлюлозно-бумажного комбината в Балахне Аркадий Шайхет сделал фото «Комсомолец за штурвалом». Кадр стал символом эпохи индустриализации. Репортер также запечатлел первые поезда Туркестано-Сибирской дороги, строительство новых домов в Москве и поставку зерна из Украины. В 1929 году Аркадий Шайхет сфотографировал раскулаченную семью. Женщины и дети, которых выгнали на улицу без вещей, сидели на земле и ждали высылки на Север. Этот снимок под названием «Раскулаченные около своего дома. Украина» показали в 1930 году в Доме печати на выставке «Огонька».

В 1931 году фотограф снял репортаж о рабочем «24 часа из жизни Филипповых». За пять дней он сделал серию из 78 снимков, которую опубликовала немецкая «Рабочая иллюстрированная газета». Однако все кадры были постановочными: и то, как дочь Филиппова в белой футболке играла с подругой в большой теннис, и то, как сын покупал новый костюм и рубашку без очереди.

С 1934 года Шайхет снимал для журнала «СССР на стройке». В это время появились кадры «Самолет в колхозе», «Сортировка зерна», «Корабль степей». Однако вскоре репортеру перестали поручать ответственные съемки: Шайхет отказывался вступать в партию, а в 1936 году раскритиковал свою серию о Филипповых и заявил, что нельзя приукрашивать действительность. В 1938 году Аркадия Шайхета уволили из «Огонька», «Советского фото» и «СССР на стройке».

Марк Марков-Гринберг

В объективе - СССР 4
В объективе - СССР 4
В объективе - СССР 4

Марк Марков-Гринберг впервые взял в руки камеру в 17 лет, а спустя год уже работал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг». В 1925 году ему поручили сделать портрет приехавшего на выступление Владимира Маяковского. В гостиничном номере, где остановился поэт, было темно. Но молодой фотограф не растерялся: он прямо с кровати взял белую простынь и держал напротив окна для отражения света. Кадр получился удачным, и его опубликовали не только в «Советском Юге», но и в журнале «Огонек». В 1926 году Марков-Гринберг переехал в Москву и устроился в издание «Смена». А вскоре стал сотрудником «Пресс-клише ТАСС».

Фотограф снимал первые советские ясли и детские сады, пионерские лагеря и молодежные парады. Самыми известным кадрами стали «В столовой. Няня кормит малышей», «В игровой комнате. Горка», «Малыши в кроватках», «Матери кормят детей» и многие другие. Марков-Гринберг часто делал портреты работающих женщин: «Птичница», «Повариха», «Звеньевая комсомолка Нина Овчарова из колхоза «За родину». В 1934 году для издания «Союзфото» Марков-Гринберг подготовил очерк «Уголь и розы» о донбасском шахтере Никите Изотове. Портрет рабочего сравнивали с монументом: мощная фигура, плотный слой угольный пыли на лице и одежде. Большинство снимков серии были постановочными, включая знаменитый кадр «Счастливое детство».

В 1935 году репортер запечатлел, как двуглавых орлов на башнях Кремля меняли на красные звезды. Марков-Гринберг назвал серию «Поворот истории». Снимки «Спуск двуглавого орла с башни Кремля», «Подъем звезды на Спасскую башню Кремля» и «Звезда установлена на Спасской башне кремля» стали самыми известными работами фотографа.

Михаил Прехнер

В объективе - СССР 5
В объективе - СССР 5
В объективе - СССР 5

Михаил Прехнер родился в 1911 году в Варшаве. Когда началась Первая мировая война, семья переехала в Москву. В 14 лет он начал снимать: фотографии учился у старшего брата, который и подарил Михаилу Прехнеру первый аппарат. В 1930 году фотограф начал работать в «Союзфото», а спустя год его снимки «Первая конная армия», «Университеты», «Красная армия» и «Индустрия социализма» опубликовало знаменитое издательство «Изогиз». Это открыло Михаилу Прехнеру дорогу в журнал «СССР на стройке», сотрудником которого он стал в 1932 году. Его работы напечатали в 17 номерах.

Фотограф снимал открытие новых направлений железных дорог, жизнь небольших городов, стройки на Дальнем Востоке и новые корабли военно-морского флота. С 1933 года Прехнер участвовал во всех выставках советских репортеров за рубежом, а в 1938 году получил Большую серебряную медаль в Бельгии. Художник Александр Родченко вспоминал: «Прехнер решил задачу просто — взять от всех самое лучшее: от Шайхета — сухость тематики, от меня — точки и ракурсы. Получился явный успех». Фотограф погиб в 1941 году во время эвакуации войск из Таллина.


Автор: Елизавета Ламова

поделитесь этой новостью

Share on odnoklassniki
Share on vk
Share on facebook
Share on twitter

Хотите быть в курсе