В Москве завершился фестиваль «Интермузей-2019»

С 30 мая по 2 июня в московском ЦВЗ «Манеж» работал XXI Международный фестиваль «Интермузей-2019». Он объединил более 400 музеев и 3000 экспертов музейного дела, науки, культуры и искусства, современных технологий и медиа со всего мира, которые приняли участие в более чем 120 дискуссиях, круглых столах, и открытых интервью.

В Москве завершился фестиваль «Интермузей-2019»

Все четыре дня «Культура.РФ» вела прямые трансляции деловой программы «Интермузея» — и теперь все желающие могут увидеть записи выступлений на портале. А корреспондент портала подготовил краткий обзор тем, которые затрагивали эксперты фестиваля.

Большое внимание эксперты уделили обсуждению будущего культурного комплекса во Владивостоке, который будет создан объединенными силами пяти крупнейших музеев: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея искусства народов Востока и Приморской государственной картинной галереи. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегуловарассказала, что комплекс во Владивостоке станет уникальной площадкой. На ней музеи смогут полноценно экспонировать шедевры русского искусства, в том числе ХХ века, которые представлены в их собраниях. Она добавила, что такой центр неизбежно превратится в площадку для культурного диалога разных поколений и привлечет внимание не только российской публики, но и зарубежных туристов — в частности, из Китая. А заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Алексей Богданов отметил, что масштабной целью проекта будет не только создание современного культурного пространства, но и развитие городской инфраструктуры в целом.

Участники «Интермузея» обсудили, какую роль играют музеи в формировании визуальной культуры страны на примере конкурса «Придумано и сделано в России» — проекта Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Дизайнер и куратор проекта Светлана Липкина рассказала, что в России долгое время не было престижной площадки для демонстрации предметов современного дизайна — и поэтому множество дизайнеров стремились выставляться за рубежом. Однако музею удалось собрать и достойно представить современный российский дизайн во всем его многообразии: и заслуженных мэтров, и совсем молодых художников, в том числе дизайнеров-студентов. Светлана Липкина добавила, что проект не ограничился только конкурсом: в музее проходили и выставки работ участников, и образовательная программа, и мероприятия, посвященные дистрибуции предметов. А начальник научно-методического отдела Всероссийского музея декоративного искусства Светлана Николаева отметила, что для многих молодых дизайнеров пространство музея стало более доступным способом экспонирования своих работ, чем различные коммерческие площадки.

Одной из главных тем фестиваля этого года стала цифровизация современной жизни — и, как следствие, цифровизация учреждений культуры. Куратор цифровых проектов Министерства культуры РФ Тимур Алейников рассказал, что если несколько лет назад музеи сомневались в том, что с интернет-аудиторией нужно работать, то сегодня они активно вовлечены в эту деятельность и ищут успешные способы конвертации цифровой аудитории в физическую. Главный редактор портала «Культура.РФ» Олеся Максимова заметила, что универсальной схемы прихода к интернет-популярности в эпоху переизбытка информации не существует, но порекомендовала музеям больше внимания уделять не только экспозициям-хитам, но и малоизвестным шедеврам из фондов, которые могут превратиться в яркие новинки информационного пространства. Олеся Максимова также поделилась статистикой «Культурного стриминга» — одного из популярных проектов портала: за прошедший год на портале «Культура.РФ» состоялось около 2000 онлайн-трансляций мероприятий из учреждений культуры по всей стране, то есть проходило около 50 трансляций в день. Рекордных показателей «Культурный стриминг» достиг во время акции «Ночь музеев»: за день портал провел 40 трансляций, а видео из Белгородского краеведческого музея набрало более миллиона просмотров.

Эксперты отмечали, что курс на дигитализацию в культурной сфере влияет не только на взаимоотношения музеев и посетителей, но и на внутренний уклад самих учреждений. Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева отметила, что современному музейному сотруднику недостаточно быть специалистом в своей области и ответственным хранителем — ему нужно обладать множеством самых разных компетенций, в том числе в области цифровой культуры и пиара. Вместе с профессором департамента медиа факультета коммуникаций НИУ «Высшая школа экономики» Анной Качкаевой и заместителем генерального директора Государственного Политехнического музеяНатальей Сергиевской спикеры обсудили перспективы магистерской программы университета «Трансмедийное производство в цифровых индустриях», многие студенты которой обучаются по профилю «Продюсер трансмедийных проектов в сфере культуры и музейного дела». Анна Качкаева рассказала, что это направление готовит компетентных мастеров продюсирования, знающих, как превратить традиционную экспозицию в привлекательную и интересную посетителям историю, что востребовано в современной музейной практике. Исполнительный директор ИКОМ России Афанасий Гнедовский добавил, что программа отличается многообразием дисциплин. Они помогут студентам ознакомиться с максимальным числом аспектов музейной работы, чтобы в будущем говорить на одном профессиональном языке со всеми сотрудниками музеев: от экспертов по безопасности до главных хранителей. А Наталья Сергиевская отметила, что у программы есть «индустриальный совет», куда входят признанные специалисты музейного дела — своего рода «заказчики» будущих специалистов.

Сторителлингу — новому тренду современного музейного дела — посвятил выступление генеральный директор MILKH Владислав Малышев. Он рассказал, что аудитории недостаточно просто увидеть ценные экспонаты, чтобы осознать их значимость, и предложил перечень практик, которым музеи могут следовать, чтобы сделать экспозиции еще привлекательнее и интереснее для аудитории. Это погружение посетителей в атмосферу и контекст темы выставки путем создания декораций и инсталляций; вдумчивое размещение предметов, а не нагромождение экспонатов; сконструированный маршрут экспозиции, который держит посетителей в предвкушении открытий; включение интерактивных элементов, одновременно просвещающих и развлекающих аудиторию.

Также «Интермузей» поднял тему инклюзии в учреждениях культуры. Советник Министра культуры Российской Федерации на общественных началах Елена Благирева отметила, что количество инклюзивных проектов в музеях за последние годы значительно увеличилось и многие из них направлены на развитие творческого потенциала людей с особенными потребностями. Руководитель отдела инклюзивных программ Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Евгения Киселева поделилась своими успешными кейсами инклюзивных проектов, в частности первой в России картой сенсорной безопасности музея для посетителей с расстройствами аутического спектра, и отметила, что главная сложность в создании инклюзивной музейной среды — в том, чтобы удачно совместить традиционную хранительскую функцию музея с новаторскими практиками. Заместитель генерального директора Политехнического музея по работе с посетителями Вера Шенгелия добавила, что одним из глобальных недостатков является отсутствие репрезентации людей с инвалидностью в музеях, и специалисты Политеха разрабатывают план по решению этой проблемы.

Источник: culture.ru