Современный театр: от моноспектакля до иммерсивного действия

Долгое время театральное искусство оставалось практически неизменным, а его жанрами были комедия, трагедия и драма. Но с появлением кино, видеоигр и интернета режиссеры начали искать новый язык общения со зрителем и придумывать иные подходы к постановке. Они стали интегрировать в свои спектакли другие виды искусств, вовлекать зал в действие и проводить представления в необычных местах

Современный театр: от моноспектакля до иммерсивного действия

 

Документальный театр

Постановки в документальном театре основаны на реальных событиях. В качестве материала для пьес драматурги используют нехудожественный текст, например интервью, письма, дневники, стенограммы, статьи. Авторы стремятся достоверно показать окружающий мир, поэтому опираются на конкретные факты и реплики очевидцев. В пьесах этого жанра нет места вымыслу и интерпретациям. Одна из самых популярных техник документального театра — вербатим, в переводе с латинского означает «дословно». Чаще всего артисты сами берут интервью у участников событий и на сцене точно воспроизводят не только сказанное, но и манеру речи героев с акцентом, эвфемизмами и жаргонизмами.

История современного документального театра началась в 1920-е годы в СССР. В послереволюционные годы страна переживала сильные социальные потрясения и нуждалась в новом искусстве. Так в Москве появился агитационный театральный коллектив «Синяя блуза», который рассказывал малограмотному населению о происходящих событиях. Артисты инсценировали новости, дополняя их танцами и песнями. Вскоре после первого выступления такие «живые газеты» стали появляться в других городах. Затем традиции документального театра подхватили и европейские площадки.

Сегодня главными темами таких спектаклей стали войны и геноциды, политические и социальные проблемы. Режиссеры затрагивают вопросы феминизма, свободы вероисповедания, расовой нетерпимости, иммиграции. В России это направление представляет московский «Театр.doc» — большую часть спектаклей в нем ставят по нехудожественным текстам и интервью реальных людей. Периодически документальные пьесы идут и на других площадках: например, Пензенский областной академический театр им. Луначарского представил «Историю одного преступления», в которой дословно воспроизводится переписка Льва Толстого и Петра Столыпина.

Полет. Бильчирская история
Полет. Бильчирская история
Академический театр драмы им. Хоца Намсараева
ДРАМА
2017
91 МИН
Девятьподесять
Девятьподесять
Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке
ДРАМА
2018
105 МИН
Хорошие новости
Хорошие новости
Прокопьевский драматический театр имени Ленинского комсомола
МЕЛОДРАМА
2016
90 МИН
Иммерсивный театр

Иммерсивный в переводе с английского значит «создающий эффект присутствия». В этом жанре для постановщиков главное — сделать зрителей соучастниками действия. Посетителям разрешают брать реквизит, разговаривать с актерами или даже выбирать, как будут развиваться события. Сами артисты могут завязать гостю глаза, отвести его в другую комнату, обнять или пригласить что-то сделать вместе — так зрителей вовлекают в совместное создание спектакля. Иногда в иммерсивных представлениях проходят несколько сюжетных линий, каждая из которых развивается в определенном месте. Зрители сами выбирают, за какой из них они хотят следить, и идут по заданному маршруту. Именно поэтому, приходя на шоу во второй или третий раз, гости могут посмотреть новую историю в другой локации.

Это подталкивает режиссеров переосмысливать сценическое пространство. В иммерсивных спектаклях нет зрительного зала, действие разворачивается прямо среди гостей. К тому же такие представления часто проходят не в традиционном здании театра, а в необычных местах — старинном особняке или на заброшенном заводе.

Иммерсивный театр зародился в начале XXI века, когда стали популярны видеоигры. Первый спектакль в этом жанре поставила британская компания Punchdrunk в 2000 году, но на весь мир она прославилась спустя девять лет — представлением «Sleep No More». Его действие проходило на заброшенном складе Нью-Йорка, по которому бродили зрители в масках. Шоу стало очень популярным, а в Шанхае даже создали его китайскую версию. Одним из первых в России иммерсивный спектакль поставил Центр им. Мейерхольда. Им стал «Норманск» по постапокалиптическому роману братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Представление объединило в себе элементы мюзикла, квеста и компьютерных игр.

Пластический театр

В пластических спектаклях переплетаются драма и хореография. Помимо танца, режиссеры используют пантомиму, стилизованные боевые искусства, театр теней, акробатические и цирковые номера — все, что связано с движением. Иногда в таких представлениях полностью отсутствуют слова.

Первые черты пластического театра стали появляться в постановках начала XX века в Российской империи. Первопроходцами этого жанра считаются Александр Таиров, Всеволод Мейерхольд, Константин Станиславский, Айседора Дункан. На Западе впервые о пластическом театре заговорил Теннесси Уилльямс. В предисловии пьесы «Стеклянный зверинец» 1944 года он отметил: чтобы создать правдоподобное драматургическое произведение, нужно отойти от строгих литературных канонов и объединить его со скульптурой, архитектурой, танцем.

В СССР в жанре пластического театра работал режиссер Гедрюс Мацкявичюс. В своих спектаклях он старался как можно реже прибегать к главному средству классической пьесы — слову. Вместо этого сюжет и чувства героев режиссер передавал с помощью танцев. Для своих представлений Мацкявичюс создавал оригинальные сценарии на основе нетрадиционных драматургических источников: живописных полотен XIX–XX веков, сонетов Уильяма Шекспира, историй из Ветхого Завета. Сегодня режиссеры чаще соединяют пластический театр с другими жанрами. Например, Марк Захаров поставил в московском театре «Ленком» традиционный трагикомический спектакль «Небесные странники», а танцевальными номерами обозначил важные сюжетные линии.

Екклесиаст
Екклесиаст
Санкт-Петербургский большой театр кукол
ДРАМА
2013
94 МИН
Сван
Сван
Центр им. Вс. Мейерхольда
ДРАМА
2017
61 МИН
Как дети
Как дети
Музей первого президента России Ельцина
ДРАМА
2018
67 МИН
Театр художника

В спектаклях этого жанра основной акцент делается на визуальное оформление. Костюмы, декорации, реквизит становятся самостоятельными участниками действия и по-своему дополняют смысл произведения. Помимо сценографии, в качестве выразительного средства режиссеры иногда используют инсталляции, перформансы и акции. В таких постановках слова часто играют второстепенную роль, главное — внешняя эстетика.

Как отдельный жанр театр художника зародился в Российской империи в конце XIX века, когда меценаты стали приглашать известных живописцев в свои частные оперы оформить спектакли. Так мастера стали полноценными соавторами представления, а живопись проникла в театральное искусство. Позже экспериментировать со сценографией продолжили русские авангардисты Казимир Малевич, Василий Кандинский, Эль Лисицкий. В Европе эти традиции развивали итальянские футуристы и мастера немецкого Баухауса. Расцвет театра художника произошел за рубежом во второй половине XX века, когда свои спектакли ставили Тадеуш Кантор, Питер Шуман, Ахим Фрайер.

В настоящее время в России это направление представляют Инженерный театр АХЕ и «Лаборатория Дмитрия Крымова». В их спектаклях почти нет слов, а основную роль играет пластика, свет и необычные художественные приемы. Так называемые «живые картины» ставят и другие площадки: например, в 2002 году в Мариинском театре Илья Уткин и Евгений Монахов оформили балет «Золушка» в виде мегаполиса с многоэтажными металлическими строениями и лестницами. Такие индустриальные декорации осовременили спектакль и помогли по-новому взглянуть на классический сюжет сказки.

Театр одного актера

Театром одного актера, или моноспектаклем, называют театральную постановку, в которой участвует всего один исполнитель. В таких представлениях обычно минимум сценических эффектов, декораций и музыкального наполнения. Однако это не значит, что представление создает единственный человек — в производстве могут участвовать режиссеры, драматурги, сценографы и композиторы. Иногда актер совмещает все эти роли и ставит свое выступление сам.

Режиссер моноспектакля может инсценировать так называемую монодраму по сюжету единственного произведения или создать спектакль-концерт из нескольких стихотворений, песен, коротких рассказов одного или разных авторов. В качестве литературной основы в таком сольном представлении используются традиционные пьесы, автобиографии, поэтические сочинения. Некоторые из них изначально пишутся под конкретного актера.

Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса. Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры. Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда в узких кругах стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику. Вновь к этому жанру обратились в 60-х годах XX века. В СССР в нем выступали Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин. Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.

Пилорама плюс
Пилорама плюс
Академический театр драмы имени Федора Волкова
ДРАМА
2018
72 МИН
Война, которой не было
Война, которой не было
Театр «Ельцин-центра»
ДРАМА
2018
66 МИН
Холстомер
Холстомер
Актерский дом
ДРАМА
2009
87 МИН

Автор: Снежана Черныш