Школа далеко, школа рядом: плюсы и минусы удаленного обучения

28 сентября, 2020

20:47

Что важнее купить для учебы, набор тетрадей или качественный планшет? Мы не знаем ответа на этот вопрос. Но уверены: дистанционное образование будет развиваться. А значит, уроки прошлого школьного года еще пригодятся.

Как будет выглядеть процесс обучения, когда дети вернутся в школу в сентябре? Сотрудники ведомств, ответственных за образование, уверяют: школа со звонками, переменами и перекличками останется с нами навсегда. Но родители все равно переживают: а что, если осенью случится вторая волна эпидемии? К тому же в стране планируют расширять возможности онлайн-образования…

Мы не можем предсказать будущее, но можем осмыслить опыт дистанционного обучения, полученный прошлой весной. Почему одним семьям категорически не подошел «удаленный» формат, а другие задумались о том, чтобы перевести ребенка на домашнее обучение? Выясняем вместе с экспертами.

НА ДВЕ СТАВКИ 

Поначалу и дети, и родители отнеслись к дистанционному обучению с любопытством и энтузиазмом. Первым понравилось, что не нужно рано вставать и носить форму. Вторым — что можно понаблюдать за тем, как ведут себя учителя и ученики на самом деле. Ведь открытые уроки в школах часто отрепетированы и не похожи на то, что происходит в повседневности.

«Мои ученики сначала воспринимали происходящее как игру, — рассказывает учитель русского языка и литературы Инесса Жаворонок. — Но когда оказалось, что онлайн-обучение предполагает такие же требования и оценки, как и обычные уроки в классе, их интерес начал снижаться».

И если в школе ученик под строгим взглядом учителя вряд ли осмелится не сдать тетрадь с контрольной, то дома, когда никто не следит, у многих появился соблазн не сделать задание вовремя, схитрить: что-то не сработало, файл не прикрепился…

«Учителя стали гораздо больше общаться с родителями, сообщать, как дела у их детей: «Домашнее задание не готово, тест не сдан…» — рассказывает Инесса Жаворонок. Поэтому родителям пришлось стать менеджерами собственных детей: настраивать приложения для конференций, разбираться с неполадками в гаджетах, следить, чтобы все было сделано и отправлено.

А ведь большинство еще и работали из дома в это время! Неудивительно, что многие мамы и папы обрадовались окончанию учебного года не меньше самих учеников. Дети и взрослые вернулись к более привычному стилю общения.

Школа далеко, школа рядом: плюсы и минусы удаленного обучения

«Между ролями родителя и учителя есть большая разница, — напоминает детский нейропсихолог Айвар Мамышев. — В школе ребенок получает знания, дома он получает любовь и поддержку. Если мама и папа становятся для него в каком-то смысле учителями, то этой поддержки становится меньше, потому что ресурс взрослых не безграничен».

Даже те родители, которые выбрали для ребенка домашнее обучение, чаще всего учат его не сами, а нанимают тьюторов и репетиторов. Ведь у мам и пап совсем иные заботы и функции: кормить, воспитывать, заботиться, обеспечивать безопасность.

«Родители не должны слишком глубоко участвовать в процессе обучения, если это не нравится им самим, — уверена Инесса Жаворонок. — Мамы и папы — не профессиональные учителя. Они не могут — и не должны, что самое главное! — знать, как объяснить ту или иную тему. Иначе — зачем тогда школа?»

ЧТО ДУМАЮТ РОДИТЕЛИ 

Мой 12-летний сын стал более самостоятельным. Он учится в семейном классе, там немного детей, а уроки всего три дня в неделю. И до самоизоляции сын говорил: «Я хожу сюда только потому, что мама заставляет». Через две недели после того, как перешли на удаленную учебу, начал стонать: «Хочу обратно в свой класс…» Оказывается, ему там нравилось, но он этого не понимал! Зато пока он учился дома, стал гораздо более организованным. Начал сам следить за расписанием, после уроков продолжал читать о том, что они обсуждали. Для него это небывалый уровень интереса. Заодно он взял на себя заботу о еде, ведь у них в классе есть уроки «Готовим вместе». Так что я смогла отдохнуть от плиты в условиях самоизоляции, когда все только и делали, что ели. Ольга

На карантине мне было проще, чем в его отсутствие. Не надо было рано вставать, переживать насчет формы и обеда. Но я отдаю себе отчет, что мы были в привилегированном положении: один ребенок с отдельной комнатой, скоростным интернетом и собственным нетбуком. Не всем так повезло! К тому же дочь достаточно взрослая (13 лет) для того, чтобы разобраться с техникой самостоятельно. Единственное, что меня беспокоило, — гиподинамия и недостаток общения с приятелями. Собственно, это, пожалуй, основные аргументы в пользу того, чтобы ходить в школу. Евгения

У дочери не было проблем с дистанционным форматом обучения. Я только включала ей планшет и пересылала ссылки на учебные чаты. В остальное не лезла совсем, иногда просто спать ложилась. А дочь сама училась, делала уроки. Нам понравилось. Алена

Онлайн-учеба оставила двойственные впечатления. Уроки по Zoom в классе моего 9-летнего сына вела только учительница английского, по остальным предметам присылали задания. Он так страдал, что их нужно делать! У меня не хватало терпения, ссорились. 13-летняя дочь учится в той же школе, но она в восторге: можно спать долго и поменьше пересекаться с одноклассниками. Елизавета

СИДИ И СМОТРИ 

Казалось бы, при дистанционном обучении дети должны меньше уставать, ведь им не надо рано вставать, добираться до школы, тратить время на переобувание. Парадоксально, но именно этих действий часто и не хватало школьникам.

«Детям проще настроиться на учебу, когда окружающая обстановка соответствует задачам, которые они должны в данный момент выполнить, — говорит детский психолог Анна Резникова. — В школе ребенок привык быть собранным, тогда как дом — место, где он может расслабиться. Психика реагирует на смену внешней картинки, а в удаленном режиме декорации неделями не менялись». Переключиться в рабочий режим, просто открыв ноутбук, получалось далеко не у всех.

«По моим наблюдениям, проще было пережить этот период старшеклассникам, чем ученикам младших классов. Хоть последние и росли с гаджетами в руках, у подростков больше опыта онлайн-учебы», — поясняет Анна Резникова. Часть учебных конкурсов и олимпиад давно проходит в виртуальной реальности, и потому чем старше ребенок, тем больше вероятность, что он выполнял какие-то задания или слушал лекции в интернете.

Тяжелее пришлось учащимся младших классов и детям, которые и в рабочей школьной обстановке часто отвлекаются. «Тем, кто и в привычных условиях испытывает трудности с концентрацией, оказалось в разы сложнее учиться дистанционно, — замечает Айвар Мамышев. — Детям, у которых до конца не сформировалось фонематическое восприятие — способность к анализу и синтезу речи, — было непросто распознавать речь учителя через динамики гаджетов. Из-за большой нагрузки на Сеть эфиры уроков подвисали, и тогда ученики теряли нить повествования, сбивались».

Тем не менее учеба с участием техники — это тоже навык, и если его развивать, то со временем детям будет становиться все проще учиться дистанционно, уверен нейропсихолог. Мозг ребенка адаптируется к тем условиям и тем гаджетам, которые ему предоставили, поэтому необходимо, чтобы техника была качественной. Ведь это и вопрос здоровья. Да, глаза приспособятся к пестрящему монитору, а уши — к тихому микрофону, но излишнее напряжение может плохо сказаться на зрении и слухе. А еще оно отвлекает от учебы.

ЧТО ДУМАЮТ ДЕТИ 

У многих моих одноклассников не лучшая техника. И их шипящие микрофоны иногда мешали на уроках! А вообще, мне кажется, в школе учиться гораздо легче морально: общаешься с друзьями на переменах, учителя видишь в лицо. Это гораздо лучше дистанционного обучения. Если бы не пандемия, я был бы категорически против такого формата. Мне кажется, в нем есть смысл, только если без него никак не обойтись. А пока система неидеальна, и это сильно усложняет весь процесс обучения. Артем, 17 лет

Дистанционное обучение намного лучше и интереснее, чем стандартное школьное обучение. Многие привыкли просто отсиживать 45 минут на уроках ради оценки, а какой в этом смысл? На дистанционном обучении количество знаний, которое дают учителя детям, ничуть не отличается, а уроки у нас шли по 30 минут, и перерывы между ними были приличные. Да и холодильник рядом. Никита, 16 лет

Я скучала по подругам и по учительнице. И было неясно, когда уже пора уроки делать. Раньше я понимала: вот пришла домой, пообедала — и надо садиться. А потом вечер, можно отдыхать, мультики смотреть. Когда ты и так все время дома, время течет очень медленно. Хочу, чтобы мы учились как раньше. Саша, 8 лет

Хорошо, что не надо было тратить время на поездку и сборы, а еще можно есть во время урока и высыпаться. Но это, пожалуй, все. Уроки больше напоминали лекции: только слушаешь, что тебе рассказывают, а взаимодействовать не можешь. У нас в школе учителя, объясняя ту или иную тему, часто рисуют на доске схемы, многое объясняют на пальцах. Если чего-то не понял, можно остаться и задать вопросы на перемене. В онлайн-формате для этого не было возможности. В итоге вместо полноценного урока получался обучающий ролик на Youtube. Яков, 17 лет

Мне понравилось учиться из дома. Можно никуда не спешить с утра, завернуться в любимый плед и попивать чай, пока учишься. Вокруг никто не шумит, не мешает, а ненужные предметы можно просто игнорировать. Мечта! Яна, 13 лет

Школа далеко, школа рядом: плюсы и минусы удаленного обучения

БУДУЩЕЕ ЗА ПЛАНШЕТОМ?  

«Плюс дистанционного обучения в том, что даже если ребенок болеет или уехал в другой город, он может присутствовать на уроках, — говорит Инесса Жаворонок. — Но общение между учителем и учениками в классе — это еще и обмен энергией, который помогает усваивать знания». Возможно, когда-нибудь уроки с «живым» преподавателем станут уделом элиты, а редкое общение с учителями дети станут воспринимать как настоящее чудо.

Так в свое время синтетика и пластмасса были дорогостоящими инновационными материалами, а сегодня натуральные ткани и материалы ценятся намного выше искусственных… В этом случае учителя-«репродукторы», которые не вкладывают в уроки душу, а только пересказывают главы из учебников, останутся невостребованными. Впрочем, такие во все времена не пользовались особенной популярностью.

Образование, как и другие сферы жизни — работа, покупки, общение, — все больше уходит в онлайн. Но как бы ни была развита доставка готовых блюд, мы все равно ходим в рестораны. В интернет-магазинах можно купить все, чего душа желает, но мы по-прежнему любим перебирать вешалки с платьями в торговых центрах. Нам нравится менять обстановку и взаимодействовать с другими.

Потому дети в большинстве своем соскучились по школе — даже те, кто не особенно любит учиться. Ведь школа — это не только получение знаний, а еще и неповторимая атмосфера. Звуки и запахи, столкновения локтями и ободряющие улыбки. Летящие через проход записочки и шуршание конфетным фантиком на алгебре… Вряд ли виртуальная реальность заменит все это. Поэтому хочется верить, что школа с ее уроками и переменками останется с нами.

УЧИТЬСЯ? ЛЕГКО! 

Детский психолог Анна Резникова предлагает родителям несколько приемов, чтобы помочь детям.

Поддерживайте мотивацию. Не ограничивайтесь вопросами типа «Сделал ли ты уроки?» или «Сложно ли пришлось на контрольной?». Обсуждайте с ребенком учебу, интересуйтесь, что конкретно ему нравится в том или ином школьном предмете. Узнав это, вы сможете предложить ему курсы или материалы, которые поддержат интерес к учебе.

Добавьте творчества. Кто сказал, что учеба обязательно должна быть скучной? Творческие задания, головоломки, загадки, игры вроде «Что, где, когда?» помогают лучше усваивать новые знания. Пример: если ребенку нравится играть в военные игры, можно изучать историю Древнего мира, разбирая методы военачальников и изучая их хитрые стратегии.

Определите способ восприятия информации. Все мы по-разному воспринимаем информацию: на слух, через изображения или посредством чтения. Выяснив, какой способ больше подходит вашему ребенку, можно найти интересные дополнительные материалы в его «формате». Одному понравятся карточки и схемы, другой полюбит документальные фильмы, третий отдаст предпочтение лекциям и аудиокнигам.

Разграничьте назначение гаджетов. Если есть такая возможность, пусть телефон или планшет останутся исключительно для игр, а ноутбук или стационарный компьютер используется в учебном процессе. Так ребенку будет легче переключать внимание между школьными делами и отдыхом.

Поделиться :

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook

Поиск

Популярное

Хотите быть в курсе ?

Новости Смоленска