«И я удостоился намалевать там фигурку»

Константин Савицкий помогал Ивану Шишкину рисовать медведей. Илья Репин изобразил Пушкина на картине Ивана Айвазовского. Алексей Саврасов и Василий Перов дописывали картины друг друга, а самый известный портрет Крылова заканчивал ученик Карла Брюллова. Рассказываем, какие известные картины русских художников на самом деле написаны не одним автором.

«И я удостоился намалевать там фигурку»

«Портрет И.А. Крылова» Карла Брюллов

Портрет баснописца Ивана Крылова Карл Брюллов начал писать в 1838 году. Основную часть полотна он создал за один сеанс, осталось только выписать левую руку писателя. Живописец долго не заканчивал картину, и Крылов даже высказался, что не увидит готовый портрет при жизни. Так и вышло. Чтобы завершить картину, Брюллов попросил сделать гипсовый слепок с руки умершего баснописца, но дописывать полотно сам не стал. Заканчивал портрет ученик Брюллова — Фаддей Горецкий. Современники живописца часто замечали, что Горецкому не удалось «оживить» руку. Художник Михаил Железнов писал: «Приписка Горецкого, которую необходимо стереть и заменить одноцветным пятном неопределенной формы, бросается в глаза и производит невероятно гадкое впечатление».

«Волга в окрестностях Юрьевца» Алексея Саврасова

Алексей Саврасов начал писать картину с бурлаками «Волга в окрестностях Юрьевца» в 1870 году и закончил за два года до появления известных сейчас «Бурлаков на Волге» Ильи Репина. Картина была масштабной — почти два метра в ширину. Эскизы художник сделал во время поездки по реке, а дорабатывал полотно в учебной мастерской Московского училища ваяния и зодчества, где возглавлял пейзажный класс. С речным видом Саврасов справился сам, а вот фигуры бурлаков ему помогал выписывать его друг, тоже профессор училища, художник Василий Перов.

Впервые картину выставили в столичной публичной галерее в 1871 году. На конкурсе Московского общества любителей художеств за «Волгу над Юрьевцем» Саврасову присудили первую премию.

«Охотники на привале» Василия Перова

Сам Василий Перов в 1871 году работал над полотном «Охотники на привале». Живописец был заядлым птицеловом и без труда изобразил и экипировку охотников, и их добычу. В качестве героев полотна Перову позировали друзья — врач Дмитрий Кувшинников, художник Василий Бессонов и чиновник Николай Нагорнов.

Картину показали на выставке передвижников, для своей коллекции ее купил меценат Павел Третьяков. Позже, в одном из писем друзьям, Перов рассказал, что пейзаж ему помогал закончить Алексей Саврасов. Однако насколько велик вклад Саврасова в перовское полотно, исследователям узнать не удалось.

«Прощание Пушкина с морем» Ивана Айвазовского

Айвазовский и Пушкин встретились в 1836 году на выставке в Академии художеств, где мариниста представили как одного из самых талантливых учеников. Позже Айвазовский по памяти изобразил Пушкина на 20 картинах — на всех поэт нарисован в отдалении. В конце 1870-х годов Айвазовский взялся за монументальное полотно — «Прощание Пушкина с морем», а крупную фигуру Пушкина на переднем плане попросил написать своего друга — Илью Репина. Тот вспоминал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Критики называли репинского Пушкина одним из самых достоверных портретов поэта.

Однако на собственных полотнах Репин так и не смог изобразить Пушкина. Художник писал портрет поэта почти 20 лет, подготовил около сотни эскизов. В 1917 году он жаловался Леониду Андрееву: «И до сих пор злополучный холст, уже объерзанный в краях, уже наслоенный красками, местами вроде барельефа, все еще не заброшен мною в темный угол… <…> …я подскакиваю, со всем запасом моих застарелых углей и дерзаю, дерзаю, дерзаю… до полной потери старческих сил».

«Осенний день. Сокольники» Исаака Левитана

Картину «Осенний день. Сокольники» Исаак Левитан писал в сложное время: в 1879 году евреям запретили жить в Москве, и студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества выселили в Салтыковку. Здесь он создал серию мрачных, но в то же время лиричных пейзажей. «Сокольники» были одной из немногих работ Левитана, на которых изображен человек. Однако фигуру женщины на аллее написал не сам художник, а его товарищ по классу живописи — Николай Чехов, брат известного писателя.

Впервые картину представили публике на ученической выставке в 1880 году. Здесь ее заметил и купил меценат Павел Третьяков. Работа настолько впечатлила коллекционера, что он стал интересоваться творчеством юного художника и позже приобрел несколько его работ.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Мастер лесных пейзажей Иван Шишкин начал писать картину с медведями в конце 1880-х годов. Он тонко чувствовал анатомию леса, сумел точно передать и березовую, и осиновую кору, мельчайшие детали крон. Но вот с медведями у художника не задалось. Их ему предложил добавить на полотно его товарищ, художник Константин Савицкий. Шишкин подготовил несколько эскизов, но ни на одном из них ему не удалось достоверно нарисовать лесное семейство.

Тогда Савицкий изобразил на картине медведей сам — так его подпись появилась на полотне. Но Павел Третьяков, который приобрел картину, приказал вывести подпись Савицкого скипидаром. Коллекционер считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». В первую опись галереи полотно также вошло без соавтора. Именно поэтому долгое время Шишкина считали единственным автором «Утра в сосновом лесу».

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина

Самый масштабный пример совместной работы художников — монументальный групповой портрет с императором и членами Государственного совета. Илья Репин начал писать его за несколько дней до самого заседания. К началу юбилейных событий уже были прорисованы интерьеры Ротонды Мариинского дворца. Во время заседания Репин сделал фотографию — первую в своей жизни — на которую опирался во время создания эскиза.

Художник написал «Государственный совет» одной левой рукой: правая в это время у него почти не работала. Помогали Репину его ученики — живописцы Иван Куликов и Борис Кустодиев. Они грунтовали холст и расчерчивали перспективу. Кустодиев писал в одном из писем своей невесте Юлии Прошинской: «Работа скучная и кропотливая — все линейки да циркуль, да угольник». Но вскоре Репин доверил им и само полотно: Куликов рисовал интерьеры в левой части картины, Кустодиев — в правой. «Много в картине переделывается и прибавляется», — писал также Кустодиев. — «Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится». А после втроем с Репиным они писали с натуры участников заседания, которых между собой в шутку называли «государственными натурщиками». Чиновники позировали обязательно в этом же зале и при таком же освещении. Репин сравнивал все три портрета и выбирал лучший, чаще всего свой. Но художник ценил работу учеников: «Помощники мои, Кустодиев и Куликов, молодцы, увлекаются картиной так же, как и я».

Полотно представили публике 4 января 1904 года в Мариинском дворце.

Автор: Лидия Туляганова